ugryumy (ugryumy) wrote,
ugryumy
ugryumy

Гибель Гагарина

Гибель Гагарина.

27 марта 1968 года в обычном тренировочном полете погибли первый космонавт Юрий Гагарин и летчик испытатель 1 класса Владимир Серегин. Причина катастрофы так и не установлена, хотя версий выдвигалось много. Не буду их сейчас перечислять, те, кому это интересно и так их все знают, а, тем кто не знает «гугл в помощь».

Но вот что интересно: ни в одной из этих версий не делалось попытки проанализировать психологическую составляющую катастрофы, или как сегодня говорят – «человеческий фактор» (во всяком случае, я таких исследований не нашел).

Попробую восполнить этот пробел.

 

Для начала, давайте вспомним, что Гагарин до этого длительное время не летал и все это время настойчиво добивался разрешения на полеты. Наконец-то ему разрешили. Он прошел отлично серию тренировочных полетов с опытными летчиками- инструкторами полка и должен был после полета с Серегиным в этот же день совершить самостоятельный вылет.

 

Ну а что Серегин? Командир полка. С одной стороны он, как летчик, прекрасно понимал Гагарина, а с другой – наверняка испытывал сильнейшее давление «сверху». Типа: «Ты ж смотри, не дай бог что случится с Гагариным – ответишь по-полной». Об этом никто и нигде не пишет, но, зная нашу систему, о такой «накачке сверху» можно утверждать стопроцентно.

 

И вот он летит с Гагариным, чтобы лично проверить его подготовку.

 

Что происходит дальше:

Взлетели, вышли в зону. Гагарин на отлично сдал предыдущие полеты, но Серегин прекрасно понимает, что в полете может возникнуть любая неожиданность и отличное выполнение учебных фигур никак не гарантирует, что пилот адекватно среагирует в такой чрезвычайной ситуации. Гагарин доложился на землю , что начинает выполнять задание, делает одну или две фигуры. Прошло 4 минуты. (Это пока факты, дальше мое предположение). А дальше Серегин говорит Гагарину примерно следующее: «Ладно, Юра, взлетел ты нормально, фигуру сделал нормально. Нечего тут зря воздух утюжить, полетели домой, посмотрю как сядешь, и полетишь сам». Гагарин докладывает на землю, что он завершил пилотаж (Это факт, дальше опять предположение), «расслабился» и тут Серегин берет управление на себя и устраивает Гагарину самую крупную неожиданность – сваливает машину в штопор. В облаках!.  И предоставляет своему подопечному показать, как он справится с такой ситуацией (большинство исследователей считают, что машина перед катастрофой свалилась в штопор и не известно почему).

 

Свалить самолет в штопор в облаках. Самоубийство? Нет, конечно. За штурвалами не новички а два классных пилота: Гагарин - отличный летчик-истребитель (иначе фиг бы он попал в отряд космонавтов), прошедший такие тренировки, что никаким летчикам «и не снилось» и Серегин - летчик испытатель первого класса. Герой Советского Союза. Это его работа – загонять современные самолеты, а не старый учебный МИГ15, в гораздо более запредельные режимы. Высота (4 километра) вполне достаточна. Какие проблемы? ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ!

 

Вот только в этот раз были допущены две небольшие ошибки, которые, как это часто бывает, по-отдельности были бы не смертельны, а вот сложившись привели к катастрофе.

  1. Думаю, что Серегин, летая в последнее время на современной технике, элементарно забыл, а Гагарин скорее всего и не знал (или тем-более забыл), что высотомер на МИГ-15 при резкой потере высоты обладает гораздо большей инерционностью, чем на современных самолетах. Т.е. при пикировании, штопоре и т.п. сильно ЗАВЫШАЕТ показания высоты по сравнению с реальной.
  2. Кромка облаков в зоне пилотирования была на 600 метров ниже (цифры разные пишут, иногда приводят и большую разницу), чем над аэродромом, а реальной погоды в зоне пилотирования летчики не знали.

 

Вот и все.

А летчикам в итоге не хватило каких-то 100 метров.

 

Конечно, это только теория. Но она полностью подходит под «требование «лезвия Оккама»», которое гласит, что не надо для объяснений явления изобретать дополнительные «сущности», если явление хорошо описывается существующими».

В нашем случае, моя теория прекрасно объясняет все известные факты без привлечения разных дополнительных «сущностей», как-то: самолетной струи какого-то самолета, столкновения с метеозондом, разгерметизации самолета и т.п. А именно:

-         Почему летчики через 4 минуты полетели домой. Да потому что Серегин просто не видел смысла в обычном «утюжении неба». Он и так знал (по докладам своих подчиненных), что Гагарин отлично выполнял обычные фигуры пилотажа и хотел устроить ему «суперпроверку».

-         Почему самолет, который сам очень «тяжело» сваливается в штопор вдруг в него свалился? Так летчик-инструктор и «постарался».

-         Почему летчики потом молчали и ничего не докладывали. А что должен был доложить Серегин? Что он нарушил полетное задание? Он что идиот? Или это же самое должен был доложить Гагарин? Он что стукач?

-         Почему летчики не катапультировались. Да потому, что до того момента, пока самолет не вывалился из облаков они считали, что все под контролем, а когда выпали и увидели, что земля близко – уже просто не было времени. Да и конструкция МИГ15 такова, что первым должен был бы катапультироваться Серегин, а  в такой ситуации это было бы не по-мужски, да и смысла не имело никакого.

 

Вот так. Обычная история, когда хотят как-лучше, а получается…

В данном случае слишком знаменитый человек погиб и скрыть ее не получилось. Через 18 лет результаты подобной истории на «своей шкуре» прочувствует весь мир (в Чернобыле реактор рванул во время отработки новых методов повышения безопасности реактора), а обычно большинство таких случаев тихо забывается…

 

И еще одно. Навевают некоторые размышления очень резкие «отповеди» некоторых членов комиссий или «рядомстоявших» участников расследований о высочайшей дисциплине летчиков. Правда они это говорят отрицая предположения о том, что летчики дескать были пьяны. В этом конкреном вопросе я с ними абсолютно согласен, посколько с ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ точки зрения ПОЛНОСТЬЮ АБСУРДНО утверждение, что пилоты были выпивши, а вот что касается «высочайшей летной дисциплины» летчиков – истребителей и выполнения ими всех инструкций и полетных заданий – это скорее в anekdot.ru.

 

Ну и в заключение. Я не считаю себя самым умным, и думаю, что в комиссиях были люди, которые до такой версии додумались, но чтобы «не порочить светлый образ советских летчиков и первого космонавта», а также не гробить жизнь семье Серегина, тихо замяли эту версию. Дали разные намеки на «внешние силы» (самолет, зонд и т.п.) и «придавили все это» огромным авторитетом членов комиссий, космонавтов, участвовавших в расследовании и т.п.

 

ПыСы.

Интересно, если еще остался кто-то в живых из этих комиссий, что бы он сказал на такую версию.

 

апдейт от 17.04.11 http://ugryumy.livejournal.com/8587.html
Tags: Гагарин, Гибель Гагарина, Космос
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments